22 ноября «Запорожцу» исполняется 60 лет: вспоминаем, какая модель была прототипом, и оцениваем стоимость «ушастого»

60 лет назад, с 22 ноября 1960 г., Запорожский завод «Коммунар», позднее ставший «Запорожским автомобилестроительным заводом», начал выпускать легендарный автомобиль «Запорожец». Прообразом для «народного автомобиля» послужил итальянский «Fiat-600».

Задача — сделать машину для народа

В 50-х годах прошлого века в СССР начали серьезно задумываться о создании т.н. «народного автомобиля». Основными его характеристиками должны были стать небольшие габариты, неприхотливость, простота в обслуживании и ремонте. Стоит отметить, что в это же время интерес к таким автомобилям, которые стали называть микролитражками, отмечался во всем мире, и особенно в Европе.

22 ноября "Запорожцу" исполняется 60 лет: вспоминаем, какая модель была прототипом, и оцениваем стоимость "ушастого"

Итальянские корни

Создавая ЗАЗ-965 конструкторы ориентировались на дизайн и инженерные решения автомобиля «Фиат-600» Данте Джакозы.

22 ноября "Запорожцу" исполняется 60 лет: вспоминаем, какая модель была прототипом, и оцениваем стоимость "ушастого"

Итальянец Данте Джакоза — один из самых известных в мире конструкторов автомобилей. После Второй мировой войны он 25 лет проработал главным инженером итальянской Компании FIAT. Его творениями стало множество известных автомобильных моделей, среди которых «Фиат-600», «Фиат-1800», «Фиат-2100», «Фиат-126», «Фиат-128». И, конечно же, «Фиат-124», который послужил основой для легендарной «копейки» — ВАЗ-2101.

Прототип

В создании первой советской микролитражки учитывались доводы министра автопрома СССР Николая Строкина и автоконструктора Андрея Липгарта. Согласно их пожеланиям, новым авто должна быть машина заднепроходная.

Прототип первого «Запорожца» выпустил АЗЛК под индексом 444. У машины было фиатовская подвеска, но с колесами большего размера (13 дюймовые). Силовой агрегат — мотоциклетный двигатель. Он отличался малой мощностью и недолговечностью. Более того, установка его под капот сталкивалась с рядом проблем. В целом «Москвич-444» 1957 года, которых было сделано 5 экземпляров, получился неудачным, «не живучим» гибридом мотоцикла и автомобиля.

В это же время становится ясно, что Московский автомобильный завод, в связи с большой загруженностью, производить микролитражку просто не в состоянии.

В связи с этим было принято решение Запорожский завод «Коммунар» подготовить к производству нового автомобиля. Двигатели должен был поставлять Мелитопольский завод (МеМЗ).

Рождение «горбатого»

Автомобиль доделали к 1959 году. На суд экспертов представили новую версию машины: с иным двигателем, модернизированными тормозами, измененной передней подвеской (скопированной уже с «Фольксвагена»). Детище советских инженеров, совместившее в себе черты двух автомобилей иностранного производства, зарубежная пресса назвала «Фолькс Фиатович», намекая тем самым на откровенный плагиат.

22 ноября "Запорожцу" исполняется 60 лет: вспоминаем, какая модель была прототипом, и оцениваем стоимость "ушастого"

Однако микролитражка руководству Советского Союза понравилась. Хрущев дал «добро» на выпуск машины, но с условием — цена на нее должна быть меньше 20 тыс. руб. (средняя заработная плата в СССР в 1959 году была 780 руб.). Стоимость ЗАЗ-965 составляла 18 000 руб. В 1961 году, после деноминации рубля в 10 раз, она стоила 1800 руб., в 3 раза меньше, чем престижная «Волга».

Читай продолжение на следующей странице