60 лет назад Запорожский завод «Коммунар» выпустил первую партию малолитражных легковых автомобилей «Запорожец». А что с «горбатым» сейчас?

В советское время этот маленький автомобиль был предметом шуток и анекдотов. Он был героем короткометражных фильмов и наивных комедий. В нем было тесновато и шумно. Он был не совсем надежен, однако пользовался уважением и даже любовью простых людей. Речь, конечно же, о малолитражке «Запорожец».

С чего все началось

60 лет назад Запорожский завод «Коммунар» выпустил первую партию малолитражных легковых автомобилей «Запорожец». А что с «горбатым» сейчас?

Лет через 10 после Великой Победы руководство страны поставило нашему автопрому задачу: спроектировать и начать серийное производство недорогой легковушки. К тому времени наша автомобильная промышленность уже выпускала несколько моделей легковых авто.

«Победа» производилась небольшими партиями, использовалась в качестве такси, для работы в скорой помощи. «Москвич-402», пришедший на смену «Москвичу-400», был машиной сравнительно дорогой, и объемы его выпуска были также невелики.

Европейские страны к этому времени уже освоили массовое производство незатейливых микролитражек. Однако вопрос приобретения технологии производства такой машины не рассматривался, так как много средств отнимало восстановление разрушенного войной народного хозяйства, и страна не могла себе этого позволить.

Первый образец

60 лет назад Запорожский завод «Коммунар» выпустил первую партию малолитражных легковых автомобилей «Запорожец». А что с «горбатым» сейчас?

Уже в 1957 году на АЗЛК был создан первый экземпляр, его окрестили «Москвич-444». Он, естественно, не был оригинальным. В то время было обычной практикой использование удачных решений известных производителей. Модель представляла собой своего рода компиляцию заимствований от «Фиат-600» и «Фольксваген Жук».

Советские конструкторы при этом не занимались слепым копированием. Они постарались адаптировать новый автомобиль к нашим условиях эксплуатации и возможностям производства. Усовершенствованная подвеска в совокупности с увеличенным размером колес значительно увеличили проходимость.

60 лет назад Запорожский завод «Коммунар» выпустил первую партию малолитражных легковых автомобилей «Запорожец». А что с «горбатым» сейчас?

Двигатель воздушного охлаждения здорово смахивал на чешский от компании «Татра», чем-то был похож на мотор BMW, который разработали к тому времени для армейского вездехода. Неоспоримым преимуществом двигателя была его дешевизна и уникальная ремонтопригодность.

Нужен новый автозавод

К этому времени АЗЛК активно готовил серийный выпуск «Москвич-402», и стало ясно, что производство двух таких разноплановых машин завод не потянет. В связи с этим Совмин принял решение новый автомобиль производить на Запорожском заводе «Коммунар», который в то время занимался выпуском техники для сельского хозяйства. Одновременно дочернему Мелитопольскому заводу было поручено производство двигателей.

К лету 1959 года первый образец авто был собран, его сразу же отправили на ВДНХ. Было решено запустить серийное производство автомобиля. Летом 1960 года в машине прокатился лично Н. С. Хрущев, он был очень доволен новинкой и оценил ее как «хороший подарок для трудящихся».

Читай продолжение на следующей странице