Зачем на подводную лодку «Катран» устанавливали контейнеры, и почему разработка не прижилась

Зачем на подводную лодку «Катран» устанавливали контейнеры, и почему разработка не прижилась

Разработки подводных лодок велись в СССР на протяжении практически всего периода существования государства. И среди множества проектов по созданию советских субмарин наиболее массовым оказалась серия под номером 613, которых было построено 215 единиц. Но и они не все были спроектированы как под копирку: существует такая модификация данных подводных лодок, которая поражают сразу же своим внешним видом. Вот только мало кто знает, для чего на одной из них устанавливались большие контейнеры, которые не имеют отношение к хранению ракет.
Зачем на подводную лодку «Катран» устанавливали контейнеры, и почему разработка не прижилась
Необычная разработка, которая могла стать прорывом. /Фото: ok.ru

Проект 613 разрабатывался на протяжении многих лет, и его модернизация также проходила регулярно. Происходило это в том числе и тогда, когда уже вовсю разрабатывались атомные подводные лодки. Дело в том, что машины проекта 613 все до единой являлись так называемыми ДЭПЛами — дизель-электрическими подводными лодками, но они продолжали эксплуатироваться, будучи самой массовой серией на советском флоте.

Зачем на подводную лодку «Катран» устанавливали контейнеры, и почему разработка не прижилась
Макет подлодки проекта 613. /Фото: wikipedia.org

Поэтому, чтобы они шли в ногу со временем и были способны противостоять потенциальному противнику на воде и под водой также эффективно, как инновационные на тот момент атомные подводные лодки, их старались усовершенствовать, воплощая в жизнь самые разные варианты улучшения технических характеристик и внедрения дополнительных заданий. Одной из таких попыток и стала опытная субмарина под индексом 613 Э.

Зачем на подводную лодку «Катран» устанавливали контейнеры, и почему разработка не прижилась
ДЭПЛ проекта 613Э Катран в море. /Фото: udachnyj-enot.com.ua

Проект 613 Э «Катран» стал результатом поиска способа увеличения продолжительности времени нахождения машины под водой. В данном случае речь идет об установке на подводную лодку электро-химических генераторов (ЭХГ). Принцип работы технологии ЭХГ основан на использовании так называемого «топливного (водородного) элемента». Оно представляет собой электро-химическое устройство, сходное с гальваническим элементом, где химические реагенты и катализаторы поступают принудительно емкостей извне.

Зачем на подводную лодку «Катран» устанавливали контейнеры, и почему разработка не прижилась
Чертежи подводной лодки проекта 613Э. /Фото: rusdarpa.ru

Именно поэтому, и чтобы сэкономить внутреннее пространство подводной лодки, а также радии безопасности членов экипажа «топливные элементы» устанавливались снаружи корпуса. Для воплощения разработки в жизнь опытная подлодка была собрана на базе эксплуатируемой субмарины С-273 проекта 613. Для переоборудования подводной лодки были улучшены крепления установок на корпусе, а также несколько расширена часть палубы в районе рубки. Но полностью вывести наружу контейнеры оказалось невозможно — они все-таки были частично «утоплены» в корпус.

Читай продолжение на следующей странице