Что значит «мокрая» укладка танковых снарядов, и почему у советских Т-34 ее не было

Что значит «мокрая» укладка танковых снарядов, и почему у советских Т-34 ее не было

Герой Советского Союза, танкист Д.Ф. Лоза, рассказывал об одном уникальном случае из своей практики. Когда их экипаж заправлялся топливом танка «Шерман», начался минометный и танковый обстрел. Естественно, нужно было прятаться, в том числе и под самим танком, который еще и горел в этот момент. Все обошлось хлопками и взрыва не последовало, что и спасло солдатам жизни. Ведь при взрыве спастись бы никому не удалось. В чем же загадка такого эффекта и почему в советских моделях такого не происходило?

1. Уникальная разработка США

Что значит «мокрая» укладка танковых снарядов, и почему у советских Т-34 ее не было
Американское изобретение позволяло спастись танкистам в самых сложных ситуациях / Фото: yandex.ua

Можно сказать, что это американское изобретение действительно позволяло танкистам спастись, казалось бы, в самых безнадежных ситуациях. Да и машина оставалась целой, а это крайне важно в нелегкие военные времена. Ведь от скорости восстановления зависели сроки ее возвращения на поле боя. Сначала американцы танковые снаряды держали в специально предназначенных спонсонах. Их стенки имели толщину 37 миллиметров. Это не спасало и танки продолжали взрываться довольно часто.

Что значит «мокрая» укладка танковых снарядов, и почему у советских Т-34 ее не было
Уникальная «мокрая» укладка танковых снарядов была придумана и внедрена уже летом 1943 года / Фото: forum.warthunder.ru

Затем стали ставить специальные накладки – броневые, которые, вопреки ожиданиям разработчиков, тоже далеко не всегда спасали, особенно от высоких температурных показателей. Это и стало причиной дальнейших поисков технических решений и получения в результате уникальной по своей сути системы, которая была готова уже летом 1943 г.

Что значит «мокрая» укладка танковых снарядов, и почему у советских Т-34 ее не было
Технология «мокрой» укладки боеприпасов заключалась в несложных действиях / Фото: panzerw.narod.ru

Технология хранения боеприпасов заключалась в достаточно простых действиях. В ящике с десятью снарядами 75-мм, предназначенными для М-3, орудия, установленного на первых моделях «Шерманов», находилось четырнадцать литров воды, в которую добавляли этиленгликоль. Последний увеличивал показатели плотности воды и выполнял роль антикоррозионного средства и антифриза одновременно.

Что значит «мокрая» укладка танковых снарядов, и почему у советских Т-34 ее не было
Компоновка танка Шерман M4A4 / Фото: draw.razfill.ru

Для боеприпасов 76-мм сделали еще и стеллажи для хранения снарядов в такой смеси. Исключением являлись боеприпасы 105-мм для «Шермана», на котором была установлена гаубица М4. Дело в том, что происхождение их было полуунитарным, а сами снаряды не во всех случаях отличались хорошей герметичностью. Для них пришлось бы производить бронированные специальные стеллажи. Более того, доставались боеприпасы из нижнего отсека отделения.

Что значит «мокрая» укладка танковых снарядов, и почему у советских Т-34 ее не было
В Советский Союз американские танки Шерман поступали в небольшом количестве / Фото: theshermantank.com

Кстати, в своем рассказе Лоза ничего не говорит о мокрой укладке. Подобные танки в СССР тогда поступали в ограниченных количествах. Всего приблизительно их было немногим более 2 000 экземпляров. И то, что именно Лозе и его экипажу досталась такая машина, было сродни чуду или огромной удаче.

Читай продолжение на следующей странице