Давали фору танку: «четвёрка» лучших бронированных автомобилей Советского Союза

Давали фору танку: «четвёрка» лучших бронированных автомобилей Советского Союза

Практика создания бронированных автомобилей существовала еще с начала прошлого века, и собирали их параллельно с танками. Советский Союз, переняв эту традицию у Российской империи, продолжил выпуск колесных бронемашин. Причем порой на поле боя они оказывались не хуже танков. Более того: по утверждению ряда исследователей, именно бронированные автомобили стали тем фактором, которые сдерживали «Тигров» и «Пантер» Третьего рейха в тяжелый 1941 год. Вашему вниманию, «четвёрка» лучших советских бронемашин, которые давали фору танкам.

1. БА-И

Давали фору танку: «четвёрка» лучших бронированных автомобилей Советского Союза
Один из первых известных бронеавтомобилей СССР. /Фото: war-book.ru

Советский Союз еще с 1920-х годов начали сотрудничать со знаменитые автоконцерном «Форд». В какой-то момент советская сторона решила закупить у американских коллег комплектующие для производства грузовиков фирмы «Тимкен», которые в сущности являлись трехосными Ford AA, в количестве одной тысячи экземпляров.

Когда машины были собраны, немалая доля получившейся партии была отдана на нужды военной промышленности. Но в первозданном виде их решили не оставлять, а укрепить защитой: так, уже в 1931 году КБ инженера Н. Дыренкова презентовало необычную модель бронеавтомобили Д-13. Однако конструкция данного концепта оказалось слишком сложной и громоздкой, поэтому его история осталась на бумаге.

Давали фору танку: «четвёрка» лучших бронированных автомобилей Советского Союза
Грузовики, закупленные на нужды РККА. /Фото: nashi-avto.ru

Более удачным оказался вариант, который спроектировали в 1932 году на Ижорском заводе, сегодня известный как БА-И (сокращенно от «Бронеавтомобиль Ижорский», также — БАИ). Именно тамошние специалисты создали конструкцию, которая с годами стала классической для средних бронеавтомобилей, произведенных в СССР. Выглядела она так: базовое шасси обрезалось на 400 мм, а вокруг него устанавливался прогрессивный сварной бронекорпус — взамен клепаному, который был в более ранних вариантах.

Давали фору танку: «четвёрка» лучших бронированных автомобилей Советского Союза
Опытный образец БА-И во время испытаний на полигоне в Кубинке летом 1932 года. /Фото: tanks-encyclopedia.com

При этом общая компоновка «Тимкена» серьезным изменениям не подвергалась: так, например, силовой агрегат у автомобиля остался спереди, экипаж располагался в рубке на месте гражданской кабины, а бортовая грузовая платформа трансформировалась в боевое отделение, вращающаяся башня находилась там же. Причем ее ради сокращения высоты (а, значит, и заметности) машины опустили максимально низко – на крыше получился характерный уступ.

Давали фору танку: «четвёрка» лучших бронированных автомобилей Советского Союза
БА-И во время парада на Красной площади 7 ноября 1937 года. /Фото: motor1.com

Конечно, БА-И, хоть и был многообещающим, однако совершенством не являлся. К примеру, во время ряда испытаний выяснилось, что мотор, который сдвигал с места четырехтонную махину, из-за нагрузки попросту перегревался. Кроме того, сильная тряска, недостаточная вентиляция и откровенная духота внутри броневика, где воздух нагревался до 60 градусов, не позволяла экипажу из трех человек проводить в боевом режиме в БА-И с закрытыми люками больше семи километров.

Читай продолжение на следующей странице