Покорить и воду, и небо: как в СССР пытались создать летающую подводную лодку

Покорить и воду, и небо: как в СССР пытались создать летающую подводную лодку

В тридцатых годах прошлого века правительство Советского Союза откровенно страдало тягой к гигантизму и до того амбициозным проектам, что сегодня они кажутся откровенно фантасмагорическими. Одним из таких являлась попытка разработать универсальную машину, которая могла бы одинаково свободно передвигаться в воздухе и в воде. Ярким примером воплощения подобного плана в жизнь и стала летающая подводная лодка Бориса Ушакова, которая, хоть и осталась на бумаге, но оказалась слишком впечатляющей, чтобы не оставить след в истории.

Покорить и воду, и небо: как в СССР пытались создать летающую подводную лодку
Как рыба в воде, как птица в небе. /Фото: back-in-ussr.com

Справедливости ради, стоит отметить, что во многих странах в межвоенный период пытались создать подобный универсальный аппарат, однако СССР в лице Ушакова ближе всего подобрались к разгадке такой задачи. А ведь проблем при разработке данного проекта было немало: инженерам необходимо создать такую машину, которая могла бы одинаково эффективно работать в дух очень разных средах — воздушной и водной.

Ушаков начал разрабатывать летающую подводную лодку еще во время обучения в институте. В качестве основы был взят гидросамолет, который дополнили возможностью погружаться под воду. После на протяжении нескольких лет проект неоднократно перерабатывался, постепенно становясь все более реалистичным.

Покорить и воду, и небо: как в СССР пытались создать летающую подводную лодку
Чертёж летающей подводной лодки по проекту Ушакова. /Фото: wikipedia.org

Механизм работы летающей подводной лодки (сокр. ЛПЛ) предполагалось сделать следующим: с воздуха машина обнаруживает судно противника на воде, затем, выходя из зоны видимости последнего, снижается и погружается под воду, и уже оттуда торпедирует цель. Кроме того, по плану Ушакова его агрегат должен был быть способен преодолеть подводные минные заграждения.

Проект на бумаге был представлен специальной комиссии Научно-исследовательского военного комитета в 1936 году, где получил положительные отзывы и была отправлена на доработку — та, в свою очередь, продолжалась два года. Согласно законченному проекту, цельнометаллическая ЛПЛ должна была быть весом в 15 тонн, развивала скорость в воздухе 185 км/ч (при дальности полета 800 километров и потолком 2500 метров), а в воде – 3 узла (около 5,5 км/ч) на глубине до 45 метров. Движение под воду осуществлялось за счет гребного винта.

Покорить и воду, и небо: как в СССР пытались создать летающую подводную лодку
Современные компьютерные модели ЛПЛ Ушакова. /Фото: livejournal.com

При проектировании своего летающей подводной лодки, Ушакову требовалось решить ряд сложных задач, которые, собственно, и мешали разработать такую машину ранее. Так, например, необходимо было обеспечить высокий уровень герметизации всех узлов и отсеков для безопасного погружения. Также пришлось серьезно потрудиться для уравновешивания массы агрегата и объема вытесняемой им воды: для этого в специальные пространства в самолете заливали баластную жидкость. Однако из-за этого машина требовала более мощный аккумулятор.

Среди других проблем можно также выделить: сопротивление крыльев под водой — из-за этого их планировали сделать складными, однако это приводило к серьезному усложнению конструкции; а также высокие требования к корпусу — он должен был быть одинаково прочным и крепким, но при этом не сильно сказываться на общей массе самой летающей подводной лодки.

Читай продолжение на следующей странице