Танк Т-34Ж: почему машина с уникальным составом брони не пошла в производство

Танк Т-34Ж: почему машина с уникальным составом брони не пошла в производство

Танк Т-34 — это уникальная бронемашина, являющаяся символом не только Великой Отечественной войны, но и целой эпохи в развитии военной техники. Пожалуй, каждая ее модификация заслуживает быть известной. Однако и среди них есть такая, которая вроде бы и была многообещающей, и могла усилить Красную армию в борьбе с врагом, однако в серию ее так и не пустили. Речь идёт о модели танка Т-34Ж, имевшей уникальный состав брони, который оказался так же забыт, как и сама бронемашина.

Танк Т-34Ж: почему машина с уникальным составом брони не пошла в производство
Не все тридцатьчетверки могут похвастаться реальным боевым опытом. /Фото: zr.ru

Как ни парадоксально это звучит, но история новой модификации легендарного советского танка началась благодаря…нехватке брони. В начале Великой Отечественной войны военпром СССР испытывал серьёзный дефицит 40-100 миллиметрового бронепоката, который используется при производстве средней и тяжёлой бронетехники. Тогда командование РККА дало распоряжение придумать способы, как уменьшить себестоимость танков. Тогда-то и появились идеи по созданию «альтернативного» улучшения брони Т-34.

Танк Т-34Ж: почему машина с уникальным составом брони не пошла в производство
Те же Т-34 без брони не построишь, а они были основными средними танками на фронте. /Фото: histrf.ru

Разработку данного проекта поручили группе конструкторов Военной академии механизации и моторизации РККА под руководством Николая Цыганова — разработчика легких танков БТ-«Иосиф Сталин» и БТ-«Сталин-Ворошилов». Конструкторами был придумано два варианта усиления бронезащиты Т-34: первый — многослойная броня из стальных листов и бетонной прокладки; второй — закрепление бетонных подушек на уже имеющуюся броню. Во втором случае бетонные блоки предусматривались и съемные, и закреплённые «наглухо».

Интересный факт: технология бетонных подушек предусматривала также применение еще одного способа усиления брони, но в зимний период. Речь идёт о так называемом «льдобетоне» – это состав из гравия, песка и деревянных опилок. Такая смесь в замерзшем состоянии, предварительно политая водой, должна была сохранить танк от снарядов немецкой «Пантеры». В ходе проверок эта теория подтвердилась.

Танк Т-34Ж: почему машина с уникальным составом брони не пошла в производство
Кто бы мог подумать, что странная замерзшая смесь способна помочь выдержать выстрел такой махины. /Фото: sgs-mil.org

С новым составом брони и был построен опытный образец под индексом Т-34Ж. Его оснастили 200-миллиметровой бронезащитой из бетона, при этом масса составляла около 29 тонн, а максимальный вес стандартной «тридцатьчетверки» чуть превышал 30 тонн. Более того, по информации Novate.ru, себестоимость производства нового типа защиты была ниже обычной почти в 30 раз, хотя лобовую броню на Т-34Ж оставили полностью стальной.

Танк Т-34Ж: почему машина с уникальным составом брони не пошла в производство
Многообещающий танк с необычными решениями в конструкции. /Фото: pikabu.ru

Читай продолжение на следующей странице