Несостоявшийся подвиг «Геркулеса»: почему самый большой самолет-амфибия пролетел всего 26 секунд

Несостоявшийся подвиг «Геркулеса»: почему самый большой самолет-амфибия пролетел всего 26 секунд

Первую половину 20 века можно смело назвать эпохой гигантомании, когда появился целый ряд суперпроектов по созданию огромных зданий, машин или оружия. Однако это же время показало, что зачастую эти грандиозные проекты либо навсегда оставались на бумаге, либо же не оправдывали ожидания и отправлялись на свалку истории. Так случилось и с самым большим на планете самолетом-амфибией, который не только опоздал на войну, хоть и создавался на нужды армии, но и в свой единственный полет провел в небе всего…26 секунд.
Несостоявшийся подвиг «Геркулеса»: почему самый большой самолет-амфибия пролетел всего 26 секунд
Гигантский исполин, которому суждено было взлететь лишь раз. /Фото: airwar.ru

История этого исполина, превосходящего своими размерами даже гигантский «Аэробус-А380», началась в начале Второй мировой войны из-за напряженной обстановки на воде. Все дело в том, что давно проложенный морской путь буквально кишел немецкими подводными лодками. Поэтому американцам нужен был новый канал доставки грузов в Великобританию.

Несостоявшийся подвиг «Геркулеса»: почему самый большой самолет-амфибия пролетел всего 26 секунд
Противолодочная оборона не спасала грузовые судна от немецких подлодок. /Фото: pikabu.ru

Тогда Генри Кайзер, будучи одним из главных кораблестроителей США, предложил спроектировать огромный самолет-амфибию. По задумке, он должен был брать на борт порядка 70 тонн груза за один полет, что эквивалентно 750 полностью экипированным вооружением солдат или двум танкам «Шерман». Вскоре в проекту присоединился Говард Хьюз — американский миллионер, который был известен своей любовью к небу и авиации. Многообещающая летающую машина-амфибия получила шифр HK-1, по инициалам обоих компаньонов — Hughes и Kaiser.

Несостоявшийся подвиг «Геркулеса»: почему самый большой самолет-амфибия пролетел всего 26 секунд
Сравнение размеров Геркулеса с другими рекордсменами по размерам (Н-4 выделен желтым). /Фото: maximonline.ru

Первоначальный контракт военного ведомства США от 1942 года предписывал построить серию из трех HK-1. Вот только работа над проектом серьезно застопорилось по ряду причин: недостаток или даже отсутствие расходных материалов, таких как металл — поэтому гигантский самолет практически полностью строили из дерева.

Кроме того, в дело часто вмешивался один из компаньонов, Говард Хьюз. Он требовал, чтобы каждый узел, каждый элемент самолета был совершенным, поэтому отдельные компоненты приходилось неоднократно переделывать. В результате, отсутствие прогресса и постоянные разногласия с компаньоном вынудил Генри Кайзера выйти из проекта.

Несостоявшийся подвиг «Геркулеса»: почему самый большой самолет-амфибия пролетел всего 26 секунд
При строительстве самолета-рекордсмена возник целый ряд проблем. /Фото: 1image.do.am

Но проблемы самолета на этом только начинались: уже к 1944 году, когда ситуация на фронте переломилась в пользу союзников, стало ясно: о производстве трех самолетов речь больше не идет. Более того, даже появились сомнения, что гигантскую амфибию, переименованную теперь в H-4 Hercules, можно достроить в принципе. Но Говард Хьюз был достаточно упрямым, чтобы продолжать работать.

Интересный факт: надвигающийся провал грандиозного проекта предвкушали и критики, и журналисты, потому дали проекту Хьюза обидное прозвище — «Хвойный гусем». И это несмотря на то, что самолет был почти полностью построен из…березы.

Читай продолжение на следующей странице